ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ ГАК

2003-2004 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Закономерности возникновения и развития отечественной журналистики в 18 веке.

2. Публицистика Ф.М. Достоевского.

3. Русская журналистика начала 19 века.

4. Вольная русская пресса за границей. Публицистика А.И. Герцена.

5. Характеристика «универсальных» журналов 1860-70 годов («Современник», «Русское слово», «Русский вестник», «Вестник Европы»).

6. Газетное дело в России 18-19 веков.

7. Отечественная журналистика на рубеже 19-20 веков.

8. Закономерности возникновения журналистики Северного Кавказа в 19 веке.

9. Публицистика В.В. Розанова.

10. Отечественная пресса накануне февральской революции.

11. Журнальная периодика России в 1860-80-е годы.

12. Буржуазные издания конца 19 - начала 20 века.

13. Модернистские издания начала 20 века. Тематика и авторы. 12.Проблемы свободы печати в России после Февральской революции.

14. Отечественная журналистика в годы Великой Отечественной войны. Военная тема и военные корреспонденты.

15. Коренные изменения в структуре прессы России после Октября 1917 года.

16. Отечественная журналистика в первое десятилетие советской власти (до 1927 года.)

17. Основные тенденции отечественной журналистики в предвоенные годы.

18. Отечественная журналистика в первые послевоенные годы.

19. СМИ в условиях демократизации и гласности в СССР и РФ (1985-1999).

20. Платон и теория информационного поля в структуре государства.

21. Ораторское искусство античности как пражурналистское явление.

22. Публицистика времен смены культурных эпох (период перехода к христианской традиции).

23. Изобретение книгопечатания и его значение для европейской журналистики.

24. Рукописные венецианские газеты - прообраз газетной периодики Нового Времени. Классификационные признаки газеты.

25. Появление первых газет и журналов в Европе.

26. Концепция свободы слова в журналистике Нового Времени. Значение «Ареопагитики» Дж. Мильтона.

27. Характерные черты европейской журналистики эпохи Просвещения.

28. Нравоучительная журналистика Дж. Аддисона и Р. Стиля и ее значение.

29. Б. Фраклин и становление американской журналистики.

30. Журналистика эпохи Великой Французской революции.

31. Общая характеристика английской журналистики первой половины 19 века.

32. Радикальная европейская журналистика первой половины 19 века. Основные представители.

33. Эссе: генезис и типология жанра.

34. Феномен «penny press" в европейской и американской журналистике.

35. Становление "нового журнализма" в США.

36. Журналистика в системе социальных институтов.

37. Социальная позиция как система принципов деятельности органов информации и журналистов.

38. Актуальные проблемы современности и журналистики. Проблемы массово-информационной безопасности.

39. Свобода журналистики как базовая основа функционирования СМИ. Юридический и экономический аспекты свободы журналистики.

40. Современное российское законодательство в сфере СМИ.

41. Функции журналистики.

42. Взаимодействие журналистики с общественным мнением и массовым сознанием как механизм реализации функций.

43. Журналистика как массово-информационная деятельность.

44. Журналист как профессиональный субъект массово-информационной деятельности. Соотношение понятий «свобода», «необходимость», «ответственность» применительно к журналисткой деятельности.

45. Массовая аудитория и ее характеристики.

46. Социальная, гражданская, юридическая, этическая ответственность журналиста. Журналистская деонтология.

47. Система профессиональных обязанностей журналиста.

48. Понятие системы СМИ. Традиционные и новые СМИ: их типология.

49. Особенности функционирования печати, телевидения, радиовещания в условиях информационного рынка. Процессы концентрации и монополизации СМИ. Новые формы организации информационных предприятий.

50. Инфраструктура СМИ.

51. Типология органов информации и основные типологические группы современной российской журналистики.

52. Модель личности журналиста. Модификация общей модели для разных специализаций.

53. Этапы массово-информационной деятельности.

54. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Специфика темы, идеи, структурно-композиционного решения журналистского материала.

55. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Способ творческой деятельности журналиста.

56. Стадии создания журналистского произведения.

57. Потенциальная, принятая и реальная информация.

58. Методы познания действительности и методы предъявления информации в печатном и электронном тексте.

59. Жанровые разновидности журналистских произведений и особенности работы над материалами разных жанров.

60. Печатные СМИ.

61. Радио в системе СМИ.

62. Телевидение как вид массовой коммуникации. Специфика творческого процесса на телевидении.

63. Информационные агентства и другие производители печатной, аудио- и видеопродукции.

64. Сетевые СМИ. Мировые информационные сети.

65. Службы паблик рилейшнз, рекламные организации.

66. Журналистские организации и профессиональные издания.

67. Основные условия и факторы формирования и функционирования системы СМИ.

68. Методология разработки концепции и программы органа информации, тематической модели, дизайна.

69. Жанровая структура фотожурналистики.

70. Принципы формирования организационной, функционально-должностной структуры редакции.



ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЯМ

71. Анализ околотекстового заголовочного комплекса.

72. Анализ заголовочных средств периодического издания.

73. Анализ модели издания.

74. Анализ изобразительного ряда в периодическом издании.

75. Анализ дизайна издания.

76. Анализ стилистических средств газеты

77. Анализ стилистических средств журналистского материала.

78. Анализ журналистского текста с точки зрения единства формы и содержания.

79. Система изобразительно-образных средств публицистического материала.

80. Особенности стиля политического текста

81. Способы выражения авторского начала в материале





Current music: Seatbelts - Elm